Самое странное метро в мире

Путешественник Александр Беленький побывал в самом необычном метро в мире и рассказывает об этом:

Хайфа - третий по величине город страны, меня интересовал вовсе не благодаря своим садам Бахаи, о них вспомнит каждый, и даже не монастырём на горе Кармель, откуда и пошли знаменитые "кармелитки".

Именно в Хайфе находится единственное в Израиле метро, которое, к тому же, самая маленькая метросистема на планете - кармелит.
24
1Метро в городе Хайфа, Израиль

Кармелит даже нельзя всерьёз считать общественным транспортом, и уж тем более метро: по сути, это такой фуникулёр, который ходит под землёй и перевозит людей из нижней части города в верхнюю: Хайфа поселение весьма холмистое. Но всё же, я буду относится к кармелиту именно как к метрополитену, тем более что официально он им и является, будучи самостоятельной системой внеуличного подземного транспорта.
2Метро в городе Хайфа, Израиль

Столбик перед входом на станцию показывает, где сейчас находится поезд. Всего их в маленьком метро два. Один идёт вверх, другой - вниз. Главное отличие от обычного фуникулёра - здесь целых шесть станций! Посмотрев на табло, вы можете принять решение, ждать ли поезда или ехать на автобусе. Вдруг нужый вам состав только что ушёл вниз? Тогда время ожидания может занять от до 20 минут.
3Метро в городе Хайфа, Израиль

И по этой самой причине кармелит не популярен среди местных. Его построили 55 лет назад, потом реконструировали, но метро оказалось нерентабельным, его даже думают закрыть или разобрать.
4Метро в городе Хайфа, Израиль

В пятидесятые же всё казалось иначе. Жизнь в холмистом городе проходила на трёх разных уровнях, и автобусное сообщение, в силу естественного рельефа, не могло быть оптимальным способом перевозки людей между районами. Тогда и было задумано построить транспорт, который шёл бы напрямик по склону. Были привлечены иностранные специалисты, а если говорить попросту, почти весь транспорт, начиная от проекта до реализации, был построен французскими метростроевцами.

Шестого октября 1959 года в 5:30 утра началось движение поездов: без какой-либо церемонии открытия, чтобы первые пассажиры успели на работу. Торжества, впрочем, провели через две недели, красную ленточку перерезал знаменитый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион.

Новому транспорту отчаянно невезло, с ним всё время приключались какие-то несчастья. А из-за того, что поезда всего два, и на части участка путь только один, любая поломка мнгновенно парализовывает всю систему.
5Метро в городе Хайфа, Израиль

Кармелит кажется транспортом архаичным, будто не из нашего века. Так оно и есть. Сегодня он даже не нужен. Современная Хайфа совсем не такая, как шестьдесят лет назад. Когда “ армелит" только строился, он соединял три самых главных городских района: спальный Кармель, центр образования и культуры Адар и деловой Нижний город, выходя прямо к автовокзалу на Парижской площади. Теперь география Хайфы сильно изменилась: черта заселения продвинулась далеко на юго-восток. Район “Кармель" стал географическим центром города и культурным центром городской жизни, а Адар стал дешёвым районом, в котором селятся арабы и мигранты.

В шестидесятые Кармелит перевозил 15 тысяч человек в день, а сегодня - около полутора тысяч, падение пассажиропотока в десять раз. Связано это ещё и с тем, билеты на “метро” не действуют в автобусах и наоборот.
6Метро в городе Хайфа, Израиль

Да и сами автоматы оказались совсем неудобными, оплатить можно только монетами: купюры машина не принимает в принципе, а считыватель карточек не работал.
7Метро в городе Хайфа, Израиль

Я рассказал краткую историю увядающего метро, а теперь давайте прокатимся на поезде и осмотримся. Вот верхняя станция, поезд дальше не идёт. Платформа на обе стороны, лесенкой. Система движения поезда совершенно такая же, как у классического фуникулёра, рельсы и троссы-канаты.
8Метро в городе Хайфа, Израиль

От старых добрых времён здесь остались турникеты.
9Метро в городе Хайфа, Израиль

Компостируешь билетик и проходишь. При нынешнем пассажиропотоке это совершенно не нужно: просто даже доходы от продажи билетов несовместимы с расходами на содержание, кармелит убыточен. Так что, если бы правительство сделало транспорт и вовсе бесплатным - они бы ничего не потеряли.
10Метро в городе Хайфа, Израиль

Вот поезд. Сюда пускают велосипедистов. А вот для инвалидов кармелит не приспособлен никак, увы. Состав красивый.
11Метро в городе Хайфа, Израиль

Внутри вагона. Видите, совершенно пусто? Хотя, помню, свою поездку на хайфском метро я совершал почти в час пик в будний день. Где-то подсчитали, что в среднем, в каждом поезде кармелита одновременно едет 10 человек. При вместимости в 400 человек на поезд.
12Метро в городе Хайфа, Израиль

Ощущение от поездки прикольные, всё под углом. Поэтому, сюда и водят туристов: это почти обязательная достопримечательность. Пусть и не такая известная, как те же сады Бахаи. Если вы всё ещё не знаете, о чём речь - почитайте лучше мой репортаж о религии бахаи, я побывал у них в гостях в Чикаго.
13Метро в городе Хайфа, Израиль

Станции отделаны разноцветной плиткой. Ярко, симпатично, но ничего особенного. Переходы очень напоминают далёких собратьев из парижского метро. Но вы же понмите, кто строил эту метросистему?
14Метро в городе Хайфа, Израиль
15Метро в городе Хайфа, Израиль

Чтобы редкие пассажиры совсем не умерли со скуки, станции украсили странными наклейками. Вот улыбающаяся какашка.
16Метро в городе Хайфа, Израиль

А вот непонятные монстры.
17Метро в городе Хайфа, Израиль

Ещё монстры.
18Метро в городе Хайфа, Израиль

Схема единственной линии хайфского метрополитена и необычный знак: не кладите ноги на соседние кресла. Видимо, кладут. На нижней станции всё точно так же, только наклон в другую сторону. И да, мне хотелось побывать в кабине, но машинисты остались глухи к мольбам.
19Метро в городе Хайфа, Израиль

Когда возвращались на метро вверх, в район Кармель, в поезде было целых пять пассажиров.
20Метро в городе Хайфа, Израиль

Нижняя станция, "Парижская площадь". Здесь, за этими воротами с зубастым рогатым монстром - небольшое депо.
21Метро в городе Хайфа, Израиль
22Метро в городе Хайфа, Израиль

В-общем, я ждал большего, но нужно понимать: история кармелита скорее трагичная, чем увлекательная. Может случиться, что через несколько лет его на самом деле закроют, и тогда эти фотографии будут куда более ценными.
23Метро в городе Хайфа, Израиль

По материалам: macos.livejournal.com