Сергей Аксаков однажды сказал о Гоголе, что, если б судьба не сделала его великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром. И действительно, есть писатели, произведения которых читаются не только интересно, но и "вкусно". Увлекшись описаниями яств в художественной литературе, американский фуд-дизайнер Дина Фрайд (Dianah Fried) создала альбом "Fictitious Dishes" ("Воображаемые блюда"), посвященный кулинарным сценам из произведений мировой литературы.
"Чтение и еда - это компаньоны, у которых много общего", - рассказывает Дайяна, - "Сложные книги и тяжелые блюда необходимо переварить. Чтение романа может перенести вас в другое время и место, так же как и блюда - могут вызвать ассоциации далеко за пределами кухонного стола".
Дина не стремилась к тому, чтобы приготовить блюдо в точности, как это указано автором. По ее словам, «гораздо важнее, чтобы еда передавала не только обстановку, но и ощущения всего произведения». Таким образом у читателя появляется возможность "почувствовать вкус замысла" автора.
2
"На столах, в сверкающем кольце закусок, выстраивались окорока, нашпигованные специями, салаты, пестрые, как трико арлекина, поросята, запеченные в тесте, жареные индейки, отливающие волшебным блеском золота."
3
"Выпей вина, - ободряюще предложил Мартовский Заяц. Алиса окинула взглядом весь стол, но там не было ничего, кроме чая."
4
Вы белые все такие. — Он уже успел открыть новую бутылку текилы и пил ее большими глотками. Потом схватил грейпфрут и разрезал его пополам стальным охотничьим ножом с острым как бритва лезвием.
— Откуда у тебя нож? — спросил я.
— Принесли из обслуживания номеров, я попросил. Чтобы резать лаймы.
— Какие лаймы?
— Лаймов не было. Они в пустыне не растут. — Он порезал грейпфрут на четыре части, потом на восемь, потом на шестнадцать … потом стал кромсать их на ошметки."
5
"Это были маленькие, сочные моллюски, ну не крупнее каштана, перемешанные с размолотыми морскими сухарями и мелко нарезанной солёной свининой! Всё это обильно сдобрено маслом и щедро приправлено перцем и солью!"
6
"С этою целью они заключили договор с водопроводной компанией на снабжение водой в неограниченном количестве и с агентом по торговле зерном на регулярное снабжение овсянкой в умеренном количестве и постановили давать три раза в день жидкую кашу, луковицу дважды в неделю и полбулки по воскресеньям."
7
"Чтобы узнать его вкус, она принесла ему целый выбор кушаний, разложив всю эту снедь на старой газете. Тут были лежалые, с гнильцой овощи; оставшиеся от ужина кости, покрытые белым застывшим соусом; немного изюму и миндаля; кусок сыру, который Грегор два дня назад объявил несъедобным; ломоть сухого хлеба, ломоть хлеба, намазанный маслом, и ломоть хлеба, намазанный маслом и посыпанный солью."
8
"Он научил меня, как надо есть авокадо: выдавить густой сок и мякоть в глубокую тарелку, а затем, перемешав их как следует, наполнить пустую оболочку плода полученной начинкой"
9
"Еще через несколько дней Дикен довел питание Мэри и Колина до совершенства. Найдя неподалеку от парка, где они первый раз увиделись с Мэри, овраг, он сложил там из камней жаровню. В ней они пекли картошку и яйца. Печеных яиц Мэри и Колин до сих пор никогда не пробовали, и они им очень понравились. А печеная картошка со свежим маслом была не только вкусна, но и, в сочетании с посылками миссис Соуэрби, замечательно утоляла голод".
10
"Когда я где-нибудь бываю, я обычно беру бутерброд со швейцарским сыром и стакан солодового молока. Сущие пустяки, но зато в молоке много витаминов."
11
"Вскоре в котелке что-то забулькало. Старик протянул к огню на длинной железной вилке большой кусок сыра и держал его до тех пор, покуда сыр со всех сторон не покрылся золотисто-желтой корочкой."
12
"Я съел еще один яблочный пирог со сливочным мороженным. Это практически все, что я ел в пути сквозь страну. Я знал, что это питательно".
13
"Кухонный стол ломился от всякой снеди: крупные ломти копченой свинины, помидоры, бобы, даже зеленый виноград".
14
"С чувством голода она разобралась, пойдя на кухню и включив кофеварку. Перед этим она много часов ничего не ела и теперь сделала себе три больших бутерброда с сыром, икрой и яйцами вкрутую..."
15
"В то самое мгновение, когда глоток чаю с крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул, пораженный необыкновенностью происходящего во мне. Сладостное ощущение широкой волной разлилось по мне, казалось, без всякой причины. Оно тотчас же наполнило меня равнодушием к превратностям жизни, сделало безобидными ее невзгоды, призрачной ее скоротечность, вроде того, как это делает любовь, наполняя меня некоей драгоценной сущностью"
В интервью Дина Фрайд сказала: "Процессы чтения и поглощения пищи очень похожи. Они поддерживают, тонизируют, расслабляют и, по большей части, приятны. Они могут зарядить вас энергией или погрузить в сон. Чтение великих романов может переместить вас в другое время и в другое место, а еда может вызвать в воображении картины весьма далекие от вашей кухни. Некоторые из моих любимых блюд могут рассказать истории о происхождении и традициях. Как ненасытный читатель, я пожираю мои любимые книги".